Самое интересное от Яна Арта

А город подумал: маневры идут

A A= A+ 11.10.2010

Отставка московского мэра продолжала оставаться главной темой российской жизни на минувшей неделе.

«Юрий Лужков в своей неизменной кепке окончательно покинул здание мэрии», - казалось бы, этим сообщением новостных лент должна была быть поставлена точка в драматической истории отстранения мэра Москвы от 18-летнего управления российской столицей.

Не тут-то было. Страсти кипели еще целую неделю и, подозреваю, будут кипеть еще год-другой.

Прежде всего, на кофейной гуще (простите, на партийных списках «единоросов») судили-рядили, кому принимать кормило столичной власти. Вопрос более чем животрепещущий, тем паче, что оно (кормило) не только кормило, но и поило, и часами одаривало дюже многих.

Кто-то называл губернатора Петербурга Валентину Матвиенко (тема «питерские идут!»), но она быстро открестилась от подобной участи. Знающий человек шепнул, что Ресин останется мэром. «Врио», конечно, тоже открестился, но уж больно резво вступил в ряды «Единой России».

Называли также Сергея Шойгу, Бориса Грызлова. В число возможных претендентов (видимо, для верности) включили и всех губернаторов, которые в последнее время оказались по своим надобностям на приеме у премьера или президента. Пожалуй, единственным губернатором из числа гостей Москвы, которого в мэры российской столицы не прочили, оказался Арнольд Шварценеггер.

И, наконец, «Единая Россия» назвала четыре кандидатуры. Это вице-премьер Сергей Собянин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, министр транспорта Игорь Левитин и первый вице-мэр Москвы Людмила Швецова. Обыватели ставят на Шанцева, искушенные в политике – на Собянина.

Впрочем, эту часть постлужковских страстей понять можно: мэр отставлен, да здравствует мэр. Прочие же пляски вокруг Лужкова понять труднее.

Ну как, например, человек в здравом уме может понять вот эту новость – «прокуратура заинтересовалась зарплатой Лужкова»? Оказывается, Московскому международному университету, где взялся преподавать экс-мэр за символическую зарплату в 1 рубль, грозит проверка. Нельзя-с, видите ли, назначать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Нехорошо-с. Действительно, достойное занятие для прокуратуры. Да и можно теперь с полным правом рассуждать о финансовых злоупотреблениях Лужкова.

Повезло же Ли Якокке, который некогда взялся руководить Крайслером за символическую зарплату в 1 доллар, родиться в Америке. Ужо в России, столь щепетильной в денежных вопросах, такой подлый номер у него бы не прошел…

Тема номер три, вызванная отставкой, - судьба российского изобразительного искусства. А конкретно – скульптуры. Вдруг всплыл вопрос о том, что надо бы убрать из Москвы пресловутый памятник Петру I работы Зураба Церетели, о котором в свое время столь много зубоскалили все москвичи, способные отличить иллюстрации к Камасутре от мухинских «рабочего и колхозницы». Тогда их не послушали. Ныне же всполошились – надо убрать. Какие-то маститые скульпторы-архитекторы, чуть ли не председатель союза архитекторов, заявили, что, мол, памятник безобразный. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил перетащить изваяние в Петербург и установить его в водах Финского залива. После чего петербуржцы издали дружный вопль ужаса. «У нас памятник Петру есть – это Медный всадник», - деликатно напомнила Валентина Матвиенко. И понять ее можно.  Если бы на пушкинского Евгения взъелся бы ЭТОТ Петр, то погони по улицам Петербурга не случилось бы: Евгений просто помер бы на месте от разрыва сердца. С другой стороны, Миронов же не о городе говорил, а о Финском заливе. И тут уж петербуржцам не след изображать невинность: Финский залив доведен до такого состояния, что никакой памятник его уже не испортит. Тут уж самого Петра бы (увидь он нынешнее состояние залива) кондрашка хватила бы.

Впрочем, черт с ними, и с Евгением, и с заливом. С Петром вопрос открытым остался. Травля Церетели, в которую вступил каждый, кому не лень, закончилась несколько неожиданно. Целый ряд российских городов – Воронеж, Иваново, Азов и проч. – как выяснилось, не прочь дать приют опальной статуе. А петербуржцам останется бороться против иного изваяния – знаменитой «Кукурузины», которую намерен над Северной Пальмирой воздвигнуть Газпром. В задачке спрашивается: чья отставка понадобиться, чтобы одолеть эту угрозу? Страшно подумать…

К чести г-жи Матвиенко надо добавить, что она первой заявила, что ей «надоели разговоры о памятнике Петру, которые превратились в травлю Церетели». Действительно, выглядит все это смешно и похабно.

Впрочем, себя неплохо защитил и сам Зураб Церетели. Когда его попросили прокомментировать разговоры о переносе памятника Петру, он ответил: «Пусть переносят… если смогут»…

Тем временем, обитатели «культурной столицы», с сухим счетом отбившись от Церетели и проигрывая по очкам «Газпрому» нашли утешение в иной ипостаси. В сем славном городе намерены установить памятник Курочке-Рябе. Она составит компанию уже известному Чижику-Пыжику. С учетом того, как истово реализуется та или иная тенденция в России (сначала, церетилизация, потом – децеретализация), есть опасность, что творческая мысль курочко-рябистов умчит их дальше. Ведь сколько еще тем можно освоить вслед за Чижиком-Пыжиком и Курочкой-Рябой. Можно подумать о монументах Бабе-Яге, Козе-Дерезе (хотя вроде бы такой памятник уже стоит в Нижнем Новгороде), Гусю-лебедю, Лелику-Болику, Ллойд-Джорджу. И т.д. и т.п.

Главное - дружно взяться за дело. Каждое изваяние Церетели заменить на какую-нибудь акуну-матату. Почин только нужен. Драйв. Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков.

Кстати, о вожаках. Вслед за геями в освобожденной от Лужкова Москве провели свой митинг оппозиционеры. И даже объединили свои партии в единую. А Михаил Касьянов на митинге заявил, что раз вертикаль власти начинает слабеть, надо ей в этом подмогнуть. Любопытно, что проще: вертикаль власти уронить или монументы Церетели перенести.

Всю эту историю нельзя квалифицировать иначе, чем «и смех, и грех». Разница только в одном. Кого посадят мэром Москвы – в конце концов решится. И «вертикаль власти» воспрянет с новым задором. А вот что делать с Петром I?

Кто ж его посадит, это ж памятник…


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3456